О развитии потребительского законодательства

Интернет-торговля становится всё более популярной в России. Двухзначные числа ежегодного прироста как в денежном выражении, в процентных частях по отношению к прошлым периодам, так и в числе покупок в интернет-магазинах. Интернет для российских потребителей всё чаще становится зоной не только удобных, но и безопасных покупок с неоспоримыми преимуществами по сравнению с привычной, сетевой торговлей, осуществляемой через стационарные  магазины и торговые центры (ежегодное сокращение числа потребителей в торговых центрах составляет 10-15% на протяжении последних нескольких лет).

Это не означает, что в скором будущем все торговые центры закроются, а потребитель будет покупать всё в сети Интернет. Дистанционная торговля является неотъемлемой частью рынка розничной торговли и важным инструментом в построении многоканального способа продаж в торговых компаниях – важный инструмент в повышении эффективности предпринимательской деятельности.

К сожалению, на протяжении длительного периода времени, не смотря на двузначные цифры ежегодного роста этой части розничной торговли,  отечественный сегмент дистанционной торговли по-прежнему остаётся слабо развитым и составляет не более 3% розничных продаж страны. Это значительно меньше в сравнении с другими странами мира. Российская интернет-торговля находится в начальной стадии развития, и характеризуется низкой конкурентной средой.

Согласно данным Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли, Россия пока сильно отстаёт от многих других стран по количеству продаж товаров и услуг через Интернет (дистанционным способом), о чём свидетельствуют показатели частоты покупок на душу населения в год (включая заказы из зарубежных интернет-магазинов, данные 2015г.):

 

Источник: ИМПОРТ В ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЕ РОССИИ 2014-2016гг. РЕАЛИИ В ЦИФРАХ

 

Учитывая вышеизложенное, Национальная Ассоциация Дистанционной Торговли:

1. Выступает за либерализацию законодательства и мораторий на все законотворческие инициативы, включая потребительское и налоговое законодательство, в том числе инициативу Роспотребнадзора о внесении изменений в закон "О защите прав потребителей" в части регулирования деятельности товарных агрегаторов, которые призваны обеспечить защиту прав потребителей, но никак, к сожалению, не учитывают возможные последствия для бизнеса, что неизменно отразится на потребителях. Бизнес не успевает подстраиваться под постоянно изменяющиеся условия и правила.

2. Стабильное законодательство инициирует рост предпринимательской активности, что неизменно отразится на уровне естественной добросовестной конкуренции – это самый эффективный рыночный инструмент регулирования и обеспечения безопасности потребителей, а также повышения качества сервиса.

3. Отсутствие большого количества обращений потребителей с жалобами в контрольно-надзорные органы страны  (в 2016 году было возбуждено 404 административных дела за нарушение потребительского законодательства – данные Роспотребнадзора) напрямую свидетельствует о том, что российское потребительское законодательство является отлаженным  и сбалансированным  механизмом, который не требует вмешательства государства. Изменения потребительского законодательства могут повлечь снижение предпринимательской активности, что неизбежно отразится на соблюдении потребительских прав.

4. Развивающаяся конкурентная среда в российской дистанционной торговле неизбежно влечёт за собой улучшение потребительского сервиса и гарантий при покупке дистанционным способом, а также развивает смежные отрасли (логистика, платёжные сервисы и др. секторы предпринимательской активности).

5. Необоснованные запреты на продажу некоторых видов товаров тормозят развитие отрасли и не отвечают запросам общества. Необходимо отменить запрет на продажу дистанционным способом лекарственных препаратов, продуктов питания, ювелирных изделий

6. Сертификация товаров уже давно не несёт функций защиты потребителя, а процедура сертификации превратилась в формальную долгую и дорогостоящую процедуру взимания дополнительного налога. Взамен архаичной и неудобной сертификации товаров целесообразно начать движение в сторону взаимопризнания  сертификации других стран. Либерализация технического регулирования станет катализатором бурного роста экономики и производства в стране, а также повышения инвестиционной привлекательности.