Министерство финансов предлагает с 2022 г. снизить порог беспошлинного ввоза посылок из иностранных интернет-магазинов до €20, что в 10 раз меньше действующих сейчас норм. Эксперты Института прикладных политических исследований  и  Института государственного и муниципального управления  ВШЭ подсчитали, кто выиграет, а кто потеряет в случае, если эти предложения будут приняты.

В последние годы покупки в зарубежных интернет-магазинах стали привычными для десятков миллионов россиян. В 2019 г. товары за рубежом приобрели более 30 млн российских потребителей. Важнейшим фактором остается ценовая конкуренция – покупки в зарубежных онлайн-магазинах обычно стоят меньше, даже с учетом расходов на доставку, но есть и другие причины. 28% потребителей указывают более широкий товарный ассортимент, 27% – наличие определенных брендовых товаров, доступных только в иностранных интернет-магазинах. Об этом говорят и данные по количеству посылок, которые потребители получают в небольших городах с относительно ограниченным ассортиментом в магазинах. Например, в 2018 году житель Нижнего Тагила в Свердловской области «в среднем» получил 3,5 посылки в год, в то время как в Екатеринбурге, областной столице, этот показатель составил 2,7.

Снижение беспошлинного лимита в первую очередь ударит именно по таким – с небольшими доходами и ограниченными возможностями для выбора – потребителям. И не только из-за необходимости платить таможенную пошлину, но и дополнительных затрат на время, которое потребуется для заполнения документов, оплату и получение посылки. По оценкам экспертов НИУ ВШЭ, затраты потребителей в 2022 году могут вырасти на 88 млрд руб. При этом на таможенные пошлины придется лишь треть всех дополнительных расходов потребителей, остальные будут связаны с дополнительными временными затратами.

*данные за 2019 год

Потери понесут и почтовые операторы. В настоящее время под пошлину попадают менее 1 млн посылок (~0,3% от всего объема трансграничной торговли). Однако в 2022 году количество таких посылок вырастет многократно - до 76 млн единиц. Это потребует от почтовых служб перестройки бизнес-процессов, расширения складских помещений и увеличения персонала, занятого оформлением таких посылок. Как результат, затраты вырастут, а прибыль – снизится, в том числе и потому что часть потребителей откажется от покупок за рубежом. Количество обрабатываемых посылок может сократиться на 13 млн штук за период 2020-22 годы. В результате, «Почта России» и курьерские службы могут потерять до 18 млрд руб. в 2022 год.  

От снижения беспошлинного порога может выиграть государство. В 2022 году сборы таможенных пошлин, согласно расчетам экспертов ВШЭ, увеличатся на 26 млрд руб., а дополнительно введенный платеж за таможенное оформление (€3/посылка) принесет ещё 17 млрд руб. Затраты на сбор этих платежей составят 28 млрд руб. В результате нетто-эффект для государства составит +16 млрд руб.

«На первый взгляд, баланс для государства – положительный, – говорит научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований Марсель Салихов. – Но этот расчет построен в предположении 100%-й собираемости платежей. В случае, если потребители начнут занижать стоимость покупок, пытаясь избежать новых сборов, доходы государства окажутся гораздо меньше». При этом соотношение затрат на администрирование и полученных доходов (64%) на два порядка выше, чем при администрировании сбора таможенных пошлин при обычном крупномасштабном импорте.

Значительные потери почтовых служб и потребителей приведут к тому, что экономический эффект для всех участников рынка окажется отрицательным и составит -46 млрд руб. Об этом же говорит и опыт стран СНГ, которые пошли на снижение необлагаемого лимита. В Белоруссии снижение беспошлинного порога с €200 до €22 в 2016 году привело к трехлетней стагнации трансграничной торговли и потерям для экономики в €1 млн в год. На Украине снижение лимита в 2014 году в условиях дефицита ресурсов у таможенной службы превратило посылочный бизнес в канал «серого» розничного импорта и привело к потерям бюджета на десятки миллионов евро ежегодно из-за снижения легального импорта.

Ознакомиться с основным результатами исследования можно здесь.

Источник: https://www.hse.ru/news/expertise/334903342.html