Зарубежные корпорации, в том числе маркетплейсы, будут платить 3% с дохода, который они получают от российских пользователей. Такой вариант нового налогообложения для IT-компаний обсуждают власти, выяснил Forbes. Если Россия присоединится к глобальной системе налогообложения, размер налога может измениться
Правительство определилось с размером нового налога для цифровых компаний, он составит 3%, рассказал Forbes чиновник в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и подтвердил собеседник в ИТ-компании. Зарубежные цифровые компании должны будут заплатить 3% от дохода, который они получают именно с россиян, пояснил чиновник. По его словам, под действие нового налога попадут и маркетплейсы — они будут обязаны заплатить 3% от дохода, который получают от покупок россиян. Например, Facebook должен будет отдать 3% от того, сколько компания заработала на платежах россиян или на монетизации их обезличенных данных, добавил чиновник. Полученные с зарубежных компаний налоги направят на льготы для отечественных цифровых компаний, так как «их больше невозможно финансировать из государственного бюджета», добавил он.
По словам собеседника Forbes в ИТ-компании, налог на цифровые компании будет введен по примеру существующей практики в Великобритании. Там налог на цифровые услуги начал действовать с 1 апреля 2021 года: он распространяется на такие технологические корпорации, как Amazon, Google и Facebook и составляет 2% от прибыли, полученной от британских пользователей социальных сетей, поисковых служб и торговых онлайн-платформ.
Введение такого налога действительно прорабатывается, подтвердил Forbes представитель зампреда правительства Дмитрия Чернышенко. По его словам, сейчас в правительстве рассматриваются два альтернативных варианта: введение налога в одностороннем порядке (путь, по которому пошли Великобритания, Франция, Италия и Испания) или присоединение к глобальной системе налогообложения, которую прорабатывает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ОЭСР предложила два плана (Pillar 1 и Pillar 2) налогообложения на цифровые услуги. «Решения по финализации параметров Pillar 1 и Pillar 2 мы ожидаем от ОЭСР в ближайшее время, до конца первого полугодия», — сказал представитель Чернышенко.
ОЭСР ведет переговоры с представителями разных стран о налогообложении крупных цифровых компаний с 2019 года. В 2020 году переговоры приостанавливали из-за пандемии коронавируса и возобновили лишь осенью. Тогда участники из 137 стран одобрили два варианта налогообложения для публичных обсуждений. В первом варианте многонациональные корпорации, использующие цифровые технологии, должны будут платить налоги там, где у них есть значительная клиентская база (даже если компания физически не присутствует на территории страны).
Во втором варианте предлагается несколько правил, согласно которым международные корпорации будут обязаны платить налог не ниже, чем по глобально установленной минимальной ставке.
Какой из этих двух вариантов одобрит ОЭСР, пока неизвестно. Однако в своем сообщении организация предупреждает, что отсутствие консенсусного решения может привести к распространению односторонних налогов на цифровые услуги и увеличению вредных налоговых и торговых споров, что подорвет налоговую определенность и инвестиции. При наихудшем сценарии члены ОЭСР предсказывают глобальную торговую войну, спровоцированную односторонними налогами на цифровые услуги во всем мире. По расчетам организации, неспособность достичь соглашения может сократить мировой ВВП более чем на 1% в год.
Практика внутригосударственного налогообложения цифровых услуг идет по пути установления налога не на прибыль, а на выручку (то есть на доход без учета расходов), в этом случае для государства значительно проще администрировать налог, объясняет адвокат Forward Legal Павел Капустин. «Пока дискуссия международного сообщества вокруг Pillar 1 и Pillar 2 продолжается, Россия уже сейчас может принять закон и начать пополнять бюджет. В европейских странах ставки по цифровому налогу варьируются в диапазоне от 1,5% (Польша) до 7,5% (Турция). Поэтому обсуждаемая в России ставка 3% кажется компромиссным решением», — считает он.
России желательно присоединиться к международному процессу цифрового налогообложения, так как в противном случае может начаться налоговая неопределенность, считает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян. Он предполагает, что если ввести налог для цифровых корпораций в одностороннем порядке, то компании будут платить его по желанию из-за отсутствия международного механизма воздействия. «С другой стороны, мы видим Францию и Великобританию, которые недовольны международными переговорами и вводят такие налоги отдельно, это тоже вариант», — рассуждает Казарян.
Введение нового налога для зарубежных цифровых компаний обсуждалось весной 2021 года, когда правительство совместно с Минцифры и участниками IT-отрасли формировало второй пакет мер поддержи для IT-бизнеса, писали «Ведомости».
Представители Минцифры, Facebook, Apple, Google и AliExpress не ответил на запрос Forbes.
Предлагаем ознакомиться с комментарием наших коллег из "Корпуса Права" (www.korpusprava.com):
Исходя из информационных сообщений о предполагаемом содержании закона о «цифровом налоге», последним будет облагаться в том числе доход зарубежных маркетплейсов — они будут обязаны заплатить 3% от дохода, который получают от покупок россиян.
Согласно абзацу 2 п. 2 ст. 11 НК РФ под иностранными организациями понимаются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
В силу п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
В соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью, созданное в соответствии с законодательством РФ для осуществления деятельности иностранных маркетплейсов на территории РФ, не является иностранной организацией, а также не может быть признано филиалом или представительством иностранной организации.
Вместе с тем общество с ограниченной ответственностью, учрежденное в соответствии с законодательством РФ для осуществления деятельности иностранных маркетплейсов на территории РФ, является дочерним хозяйственным обществом согласно признакам, сформулированным в п. 1 ст. 67.3 ГК РФ: хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Однако дочернее общество является самостоятельным юридическим лицом (п. 1 ст. 6 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Определение Верховного Суда РФ от 02.11.2018 № 307-ЭС18-17031 по делу № А56-83648/2014), самостоятельным налогоплательщиком (ч. 1 ст. 19, п. 1 ст. 45 НК РФ, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.02.2019 № 302-КГ18-9260 по делу № А69-945/2017 «…общество с ограниченной ответственностью "ТЭПК-Майнинг" - дочернюю организация Корпорации, которая имеет самостоятельные расчетные счета, осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерский, налоговый … учет, … самостоятельно составляет и представляет в Учреждение расчетные ведомости по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения».), в силу чего не подпадает под действие концепции закона о «цифровом налоге».
Следовательно, исходя из буквального содержания информационных сообщений о планах введения «цифрового налога» для «иностранных организаций», доход российского общества с ограниченной ответственностью, учрежденного для осуществления деятельности иностранного маркетплейса в РФ, не будет облагаться «цифровым налогом».
Однако следует подчеркнуть, что закон о «цифровом налоге» в настоящее время не принят, формализованный законопроект отсутствует, а следовательно, положения, содержащиеся в концепции закона о «цифровом налоге» могут быть скорректированы в ходе прохождения стадий законодательной процедуры или конкретизированы, в том числе в законе может быть дополнительно разъяснено, кто является налогоплательщиком рассматриваемого налога.
Заметим, что в случае принятия закона о «цифровом налоге», новый налог будет применяться с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в который закон вступил в силу.