Специалисты Института экономической политики им Е.Т. Гайдара проанализировали международный опыт регулирования администрирования трансграничной торговли стран мира и возможные последствия изменения государственного регулирования трансграничной торговли. Настоящее исследование посвящено проблеме установления минимумов и лимитов для трансграничной торговли, которые являются по сути протекционистскими мерами новой формации, и анализу объективной эффективности сопутствующих налоговых и таможенных мер, должных гарантировать государствам легитимность современных форм торговли.

В исследовании приводится много цифр и фактов, а их детальный анализ показывает:

1. В мире не существует иного мнения экономистов и иных расчетов, кроме тех, которые показывают убыточность для бюджетов стран операций по взиманию денежных средств в виде таможенных платежей и/или налогов с товаров импортируемых в почтовых отправлениях в адрес физических лиц на территорию страны. Убыточность прямо пропорциональна порогу беспошлинного ввоза - чем ниже порог, тем большие убытки несет государство - за счет превышения затрат на администрирование сборов над собираемой суммой;

2. Не существует никаких корреляций в мире, которые как-то связывали бы "защиту местного производителя" и заградительные меры по ввозу товаров из других стран почтой. Установление нулевого порога беспошлинной торговли для товаров, импортируемых в почтовых отправлениях в адрес физических лиц, наносит вред всем участникам экономической деятельности (потребителям, коммерческим компаниям, а также бюджету государства);

3. Исследование доказывает, что ужесточение порога беспошлинного ввоза покупок из зарубежных интернет-магазинов, расположенных за пределами ЕАЭС, снижает налоговую и деловую привлекательность страны и одновременно повышает вероятность роста серого и нелегального импорта. На фоне падения бюджетных поступлений развивается «теневая» экономика. В случае снижения лимита окружающие РФ страны смогут наладить потоки серого импорта через свои территории;

4. Несмотря на то, что в мире существует два подхода к установлению порогов беспошлинного ввоза, исследование показывает целесообразным и справедливым первый подход - установление порогов в привязке к стоимости самих товаров (почтовых отправлений) без привязки к временному интервалу;

5. Исследование подтверждает результаты других научных международных исследований, касающихся ЕС, о необходимости оставления существующего лимита беспошлинной торговли или даже его увеличении;

6. Перспективным для России вариантом практики администрирования трансграничной интернет-торговли могут стать бондовые (накопительные, консигнационные) склады, работающие по модели В2В2С.
Отмечается бюджетная, логистическая эффективность от реализации бондовых складов по модели В2В2С, прозрачность схемы администрирования и простота её реализации. Ожидается, что реализация схемы бондовых складов может превысить 17,5 млрд. руб. бюджетных поступлений, сохранив при этом цены для потребителей и прибыльность для бизнеса (при изъятии в виде налогов 6,5%);

7. Один из основных и актуальных - вопрос методологии сбора и агрегирования статистических данных. Данные сильно разнятся. Структура разбивки и подход к ее построению у рассматриваемых в исследовании источников существенно отличаются.

Анализ экономических последствий налогобложения интернет-торговли в России

ОТЧЁТ О НИР «Регулирование администрирования трансграничной торговли в РФ и ЕАЭС. Установление минимумов для трансграничной торговли.» (САММАРИ)