Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара подготовил Отчет о научно-исследовательской работе на тему: «Обзор состояния рынка электронной торговли в РФ».

Основной акцент исследования сделан именно на методологии подсчета рынка электронной торговли, а также на торговле товарами.

В рамках ретроспективного анализа роли электронной торговли в исследовании отмечено, что понятие «российский Интернет» появилось 24 года назад, первые онлайн-магазины - 25 лет назад; возраст первых сервисов сравнения цен – чуть более 20 лет. Эра же рынка электронной торговли как отдельного сегмента началась не более 7-8 лет назад. Доля проникновения интернета на тот момент составляла 43-50%, на сегодняшний же день доля увеличилась как минимум еще на 20%. При этом в сферу покупок через Интернет вовлечено не более 41-51 млн человек. Соответственно, потенциал охвата конечного потребителя сервисами электронной торговли ограничивается сверху уровнем проникновения Интернета среди населения.

Доля совокупных трат покупателей в Интернете (среднее значение 1035,75 млрд рублей по 2017 году) в сопоставлении с оборотом розничной торговли в Российской Федерации (29 813 млрд рублей) составляет только 3,47%, с ожидаемой долей в 4,07% в 2018 году и средней годовой динамике прироста показателя объёма рынка электронной торговли в 20,71% ежегодно (с учётом трансграничной торговли) в деньгах. Данная доля совокупных трат покупателей в российском Интернете в сопоставлении с оборотом розничной торговли значительно ниже, чем в ряде стран мира. Так, в Китае данный показатель составил 17% в 2017 г., а к 2020 г. он должен вырасти до 25%.  При этом данный показатель в Великобритании – 18%, в США – 8,9%, в Австралии - 7.5%.

Динамика сопоставимой доли объёма электронной торговли к обороту розничной торговли на интервале 2013-2017 гг. даёт среднегодовой прирост доли в 13,96% CAGR при росте оборота всей розничной торговли со средним значением 5,92% CAGR.

При прочих равных это означает, что в 2024 году оборот электронной торговли («доместик» и «трансгран») прогнозно составят в совокупности около 2,78 трлн рублей и общей доли этого сегмента в 8,5% в сопоставлении с оборотом всей розничной торговли РФ.

Выделение трансграничной доли из общего объёма трат онлайн-покупателей на основе предоставляемых исследователями значений по трансграничной торговле в методологическом плане представляется умозрительным и колеблется в деньгах в горизонте от 23,37% (НАДТ) до 35,96% (АКИТ) в 2017 году.

Тем не менее, устойчивым вариантом оценки трансграничной торговли в России составляет 262 млрд рублей в 2017 году и 316 млрд рублей в 2018. Прогнозные значения на 2019 могут составить 360-380 млрд рублей без учёта снижения среднего чека и темпах роста количества заказов на 15-20%.

Общие показатели объема электронной торговли в России (доместик и трансграничная торговля), по усреднённым данным исследователей, составил 1035,8 млрд рублей в 2017 году, 1172,5 млрд рублей в 2018 году. При приросте от 13% до 19% в год прогноз на 2019 общего объёма электронной торговли в России составит 1325-1395 млрд рублей.

Основным препятствием в проведении исследований является определение среднего чека в трансграничной торговле. Данные по объёму заказов (посылок) могут быть близки к действительности, т.к. основной объём посылок формирует одно направление (Китай) с весомой долей одного канала (Алиэкспресс; до 80-85% от всего количество посылок).

Характерной особенностью этого игрока является способность работать с т.н. «низкостоимостными» заказами (ниже $10 или 600 руб.).

Потолок роста всего рынка задаётся количеством вовлечённых покупателей в Интернете на фоне отсутствия роста интернет-пользователей последние 3 года.

Дальнейший рост электронной торговли возможен за счёт увеличения количества заказов на одного онлайн-покупателя на фоне снижения среднего чека к величине номинальных суточных расходов жителей российских городов (от 495 до 623 рублей по данным РОМИР).

Как было отмечено в исследовании, развитию электронной торговли в Российской Федерации будет способствовать принятие мер, направленных на закрепление критериев отнесения данных электронной торговли к открытым и закрытым данным, а также мер, обеспечивающих полноту и актуальность этих данных. Кроме того, важно внедрить единые требования к формату и классификации данных, относящихся к информации об участниках рынка и унификации данных в области электронной торговли на предмет упрощения их обработки и расширения функционального потенциала.

По данным настоящего исследования, самой неустойчивой оценкой объёма электронной торговли (в частности, трансграничной торговли) за период 2013-2018 гг., являются данные Центрального Банка РФ. Диапазон значений в 2013 году в объёме трансграничной торговли составляет трёхкратное значение (Data Insight – 40 млрд руб., АКИТ – 134 млрд руб.). Лидером максимальных значений является АКИТ (2013 и 2014 гг.), после чего последовательно на протяжении трёх лет его место занимает Data Insight (2015, 2016, 2018 гг.). Отметим созависимость показателей Euromonitor и АКИТ. При этом прирост среднего значения с 264,00 млрд руб. в 2016 г. до 336,2 млрд. руб. в 2017 (+72,2 млрд. руб.) кратно меньше (в 2,8 раза) разницы между значениями АКИТ (374 млрд. руб.) и НАДТ (169 млрд. руб.), равной 205 млрд. руб. по 2017 году. Это может говорить о систематической ошибке в сборе и обработке данных. 

Отметим, что развитие электронной торговли в России будет способствовать повышению доли МСП(малых и средних предприятий) в ВВП России. Значительно более низкая доля МСП в ВВП в России, чем во многих странах говорит, во-первых, о менее существенной роли МСП в экономике России, во-вторых, о значительном потенциале развития МСП у нас в стране. Так, доля МСП в ВВП России – 21%, в среднем по западным странам - 58%, в Великобритании – 51%, в Австралии -58%, в Китае – 60%. Задача по увеличению вклада МСП в ВВП страны до 40% к 2024 году отражена в послании Президента РФ Федеральному собранию 1 марта 2018 года.

Ознакомиться с отчетом можно ниже:

«Обзор состояния рынка электронной торговли в РФ»