ПОЗИЦИЯ АССОЦИАЦИИ
о развитии законодательства
Интернет-торговля становится всё более популярной в России. Двухзначные числа ежегодного прироста как в денежном выражении, в процентных частях по отношению к прошлым периодам, так и в числе покупок в интернет-магазинах в компаниях дистанционной торговли. Интернет для российских потребителей всё чаще становится зоной не только удобных, но и безопасных покупок с неоспоримыми преимуществами по сравнению с привычной, сетевой торговлей, осуществляемой через стационарные магазины и торговые центры (ежегодное сокращение числа потребителей в торговых центрах составляет 10-15% на протяжении последних нескольких лет).
Это не означает, что в скором будущем все торговые центры закроются, а потребитель будет покупать всё в сети Интернет. Дистанционная торговля является неотъемлемой частью рынка розничной торговли и важным инструментом в построении многоканального способа продаж в торговых компаниях – важный инструмент в повышении эффективности предпринимательской деятельности.
К сожалению, на протяжении длительного периода времени, несмотря на двузначные цифры ежегодного роста этой части розничной торговли, отечественный сегмент дистанционной торговли, по-прежнему, остаётся слабо развитым и составляет не более 3% розничных продаж страны. Это заметно мало в сравнении с другими странами мира. Российская интернет-торговля находится в начальной стадии развития, и характеризуется низко конкурентной средой.
Согласно данным Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли, Россия пока ещё сильно отстаёт от многих других стран по количеству продаж товаров и услуг через Интернет (дистанционным способом), о чём свидетельствуют показатели частоты покупок на душу населения в год (включая заказы из зарубежных интернет-магазинов, данные 2015г.):
Источник: http://ecomrussia.ru/docs/nadt-e-com-import-research-2016.pdf
Учитывая вышеизложенное, Национальная Ассоциация Дистанционной Торговли ПРЕДЛАГАЕТ:
I. Необходимо упростить получение кредитов МСП. Для ориентира, подобного подражанию, можно использовать опыт Китая, где существуют льготное кредитование с небольшой процентной ставкой, с облегчённой процедурой получения денежных средств. Для выработки решения необходимо участие Корпоции МСП.
II. Дорогая логистика серьёзно осложняет развитие рынка электронной и дистанционной торговли. На сегодняшний момент, большинство российских потребителей готовы платить за доставку не более 200 руб. в то время как средняя стоимость доставки составляет 300 руб. (исследование НАДТ: http://ecomrussia.ru/dlya-biznesa/issledovaniya/dostavka/rezultatyi-oprosa-poluchatelej-posyilok.-issledovanie-nadt-2014g.html). Ограничительные меры по отношению к трансграничным отправлениям в адрес физических лиц на территории Российской Федерации (более жёсткие меры регулирования) приведут к снижению объёмов, что негативно скажется на ситуации в целом. Наиболее оптимальным является решение Совета ЕЭК о плановом снижении порога беспошлинной торговли до 200 евро за посылку без привязки к календарному периоду (Решение Совета ЕЭК от 20.12.2017г. № 107).
Дополнительно необходимо продумать механизм реализации и внедрения бондовых складов по модели В2В2С (исследование Института Гайдара «Возможность внедрения схемы B2B2C в России в рамках реализации пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками первого российского форума Интернет Экономика 22 декабря 2015 года») в качестве дополнительного инструмента регулирования рынка трансграничной торговли и поддержания торгового баланса страны.
III. Изменения законодательства должны носить спланированный характер, отражающий общую политику государства. Основной целью изменения законодательства должна стать развитие естественной конкуренции. Бизнес не успевает подстраиваться под постоянно изменяющиеся условия и правила. Стабильное законодательство инициирует рост предпринимательской активности, что неизменно отразится на уровне естественной добросовестной конкуренции – самый эффективный рыночный инструмент регулирования. Естественная конкуренция - основной инструмент в развитии экономики, повышении качества сервиса и безопасности потребителей. Необходимо поэтапно и последовательно совершенствовать российского законодательства:
1. Принять Стратегию развития розничной торговли в Российской Федерации, где обозначить планы по совершенствованию законодательства;
2. Согласно плану принятому в рамках Стратегии приступать к реализации намеченных целей.
3. Любому изменению законодательства должна предшествовать работа по изучению проблемы и выявлению наиболее оптимального решения с чёткой проработкой решения и пониманием последствий принимаемых решений.
4. ФОИВы, должностные лица и исследователи, занимающиеся изучением проблемы и выработкой оптимального решения должны нести ответстенность за принимаемые решения (по аналогии с оценщиками и т.п.).
IV. Необоснованные запреты на продажу некоторых видов товаров тормозят развитие отрасли и не отвечают запросам общества. Необходимо отменить запрет на продажу дистанционным способом лекарственных препаратов, продуктов питания, ювелирных изделий
V. Сертификация товаров уже давно не несёт функций защиты потребителя, а процедура сертификации превратилась в формальную долгую и дорогостоящую процедуру взимания дополнительного налога. Взамен архаичной и неудобной сертификации товаров целесообразно начать движение в сторону взаимопризнания сертификации других стран. Либерализация технического регулирования катализатором начала роста производства в стране, повышение инвестиционной привлекательности и станет началом бурного роста экономики.
VI. Законодательство в области персональных данных тормозит развитие экономики страны и делает российские предприятия менее конкурентными по сравнению с зарубежными. Необходимо внести уточнения в ФЗ «О персональных данных» в части:
- дефиниций (терминологии) Закона;
- режима обработки отдельных категорий данных.
Уточнения в ФЗ «О персональных данных».
«Персональные данные» - достаточно сложный недвусмысленный юридический термин, но требующий глубокого осмысления и точного понимания. Однобокая и упрощённая конструкция, используемая в российском законодательстве не только не решила проблем, поставленных в качестве целей и задач Закона, но и внесла ещё большую путаницу и непонимание в общество:
«персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)».
Таким образом, персональными данными можно считать даже царапину на автомобиле гражданина!
Корни проблемы лежать в изначально неточном переводе термина «персональные данные» при изучении опыта европейских стран и попытке его применить в российском законодательстве. Персональные данные – это всегда информация 2-х видов, которая
А) позволяет идентифицировать человека – его личные данные (имя, фамилия, контактная информация и пр.);
Б) характеризует его как личность - чувствительные данные использование которых без согласия гражданина могут нанести ему непоправимый вред и значительный ущерб и защита которых гарантирована Конституцией РФ.
Персональные данные – это очень важная личная информация, требующая взвешенного и сбалансированного подхода:
- имя, контактная информация, дата рождения – всё это личные данные, которые во всём мире являются открытой общедоступной информацией. Обработка этой категории данных не влечёт за собой нарушение личной и/или семейной тайной, и не нарушает прав гражданина.
- состояние банковского счёта, диагноз и состояние здоровья, вероисповедание, религиозные убеждения и другая чувствительная информация, но только в привязке к его личным данным, позволяет характеризовать личность - составляет семейную и личную тайну, частную жизнь и всё то, что гарантировано Конституцией РФ.
Проблема: закон не разделяет правовой режим согласия в зависимости от вида персональных данных по категориям, что вызывает проблемы в коммуникациях в обществе.
В ФЗ «О персональных данных» необходимо расширить правовой режим согласия на обработку персональных данных в прямой зависимости от категории персональных данных:
- Основные персональные данные, т.е. данные позволяющие идентифицировать гражданина, - необходимо применить режим при котором обработка персональных данных разрешается по умолчанию при отсутствии возражения (в европейской практике – принцип opt-out). ГК РФ предусмотрен данный вид согласия.
- Специальные и биометрические данные – сохранить принцип обязательного получения согласия, уже реализованный в Законе (в европейской практике – принцип opt-in).
- Для сохранения баланса интересов и свобод субъекта персональных данных при реализации представленных принципов разделения режима согласия, необходимо обязательно предусмотреть механизм при котором субъект персональных данных имеет возможность закрыть свои персональных данные для их обработки. Исключение должно составлять только для узких целей: налоги, безопасность и т.п. В европейском законодательстве этот механизм реализован как национальный список субъектов персональных данных, которые не желают получать рекламные и маркетинговые предложения - «Робинсонс лист».
Как это работает: гражданин не желающий получать маркетинговые предложения обращается в специальный орган (в нашем случае таким органом может быть Роскомнадзор) с просьбой включить его в национальный список Робинсонс. Компания, зарегистрированная в качестве обработчика персональных данных, перед каждой рассылкой своих материалов сверяет свой список со списком уполномоченного органа удаляя из своей рассылки людей состоящих в национальном «Робинсонс листе».
Таким образом, благодаря комплексным и сбалансированным мерам, достигается абсолютный баланс интересов гражданина, коммерческих компаний и государства, которое получает контроль по соблюдению законодательства в области персональных данных. Компания не зарегистрированная в качестве обработчика персональных данных не имеет доступа к «Робинсонс лист», и автоматически не может работать в легальном правовом поле, попадая на огромные штрафы, существующие в ЕС, вплоть до уголовной ответственности. Всё это стимулирует бизнес к соблюдению законодательства, что отвечает интересам всех участников отношений в области персональных данных.